В народной педагогике отмечается, что игра имеет очень большое воспитательное значение в жизни ребенка. В ней говорится: «Бала ойнап осе (Ребенок, играя, растет)».

Играя, ребенок развивается («инкишаф эте»), ярко проявляет эмоции («парлань эмоциялар косьтере»), творческие способности («иджадий изабилиеглер»), активность («фааллик»), инициативу («тешеббюс»). Особое место в развита духовных и физичесих сил крымскотатарских детей занимает подвижная игра («арекетли оюн»), построенная на движениях.

Выдающийся крымскотатарский просветитель и педагог Исмаил Гаспринский (1851 — 1914) высоко ценил роль игр. Он утверждал, что в игре можно познать характер и наклонности ребенка. Он считал, что игра должна соответствовать возрасту, пониманию и силам ребенка. Гаспринский советовал чаще обращаться к народным детским играм («халкъымызнынъ бала оюнлары»), а также к лучшим играм соседних народов, среди которых всегда можно выбрать игры, соответствующие всем возрастным категориям. По словам Гаспринского, игра — это не только забава, играя, дети познают мир. «Увлекательная подвижная игра, во время которой дети бегают и прыгают, — говорил он,— способствует развитию и укреплению физического здоровья ребят». Особенно ценны по его мнению игры, вызывающие у детей положительные эмоции, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, желание и умение помогать другому в трудных ситуациях.

Вместе с тем Гаспринский предупреждал, что наряду с хорошими играми («яхшы оюнлар») могут быть и вредные игры («ярамай оюнлар»), вырабатывающие грубость, недоброжелательность. Он осуждал применение в играх грубой силы, употребление непристойных выражений, считал недопустимыми крик и раздражительность.

Особенно популярными в Крыму были такие игры, как

• «Алмалыкъ, ал къылыч»,

• «Айгъырчыкъ (Жеребенок)»,

• «Учюнджиси арткъач (Третий лишний)»,

• «Каре оюны»,

• «Кес-кес (Кес-кес)»,

• «Мермерша»,

• «Селям, уста (Привет, мастер)»,

• «Узун эшек (Длинный осел)» и др.

Бывая на берегу моря, прогуливаясь вдоль речек, дети собирали различные камешки и придумывали игры с ними.

Вот названия некоторых из них:

• «Чобанчыкъ (Пастушок)» ,

• «Беш таш (Пять камешков)»,

• «Учь таш (Три камешка)».

Игры, вырабатывающая меткость и сметливость:

• «Челик оюны (Чижик)»,

• «Сокъур теке (Жмурки)»,

• «Мырт (Мырт)»,

• «Мормалы (Мормалы)»,

• «Пиляке оюны (Классики)»,

• «Чарас»,

• «Ашыкъ оюны (Ошечки)».

Детские игры крымских татар собраны и описаны известным этнографом В. Филоненко

(см. «Детские игры крымских татар», ИТУАК, №56; «Крымскотатарская энциклопедия. Составитель Рефик Музаффаров, Симферополь, 1995).

 Источник: Хайруддинов М.A., Усеинов С.М. Этикет крымских татар.